Страничка психолога
Испектор по делам несовершеннолетних
Дубойский Сергей Петрович
Инспектор ИДН Московского РОВД г. Бреста
г. Брест ул. Янки Купалы 108
«Кризисная» комната для пострадавших от домашнего насилия.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г. БРЕСТА»:
ул. Халтурина, 8, г. Брест
Психологическая помощь (по предварительной записи):
Тел: 8 (0162) 43-59-13, ПН-ПТ: 08:15-13:00, 14:00-17:15
«Кризисная» комната
для пострадавших от домашнего насилия
«Горячая линия»
+375 (29) 892-88-07
КРУГЛОСУТОЧНО!
Региональная карта оказания помощи несовершеннолетним потерпевшим от сексуального насилия и эксплуатации
Защитим вместе наших детей
В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера, посягающих на половую неприкосновенность и половую свободу несовершеннолетних.
По итогам 9 месяцев 2023 г. в сравнении с аналогичным периодом 2022 г. (далее – АППГ) в республике выявлено 869 преступлений (АППГ – 821; +5,8%; +48) по линии педофилии. По 851 уголовному делу установлен подозреваемый (АППГ – 808; +5,3%; +43). Также увеличилось количество несовершеннолетних потерпевших пострадавших от преступлений против свободы или половой неприкосновенности (+280, +41,1%; с 681 до 961). Наибольший рост отмечен в Витебской (в 4,3 раза; c 90 до 388) области.
По линии противодействия изготовлению и (или) распространению материалов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего выявлено 143 (АППГ – 144, -1) преступлений. Установлено 267 (АППГ - 75) детей, использовавшихся при изготовлении порнографии.
Сексуальное насилие — это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с другими лицами с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие всегда наносит вред физическому, психическому и (или) психосексуальному здоровью ребенка. Дети и подростки, вовлеченные в сексуальные действия, полностью их не понимают, не осознают и, следовательно, не способны давать информированное согласие на них. Сексуальное насилие практически всегда скрывается и самим ребенком, и взрослыми.
Преступники применяют не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное, Соблазнитель зовет вместе погулять, в т.ч. в компьютерные игры у него дома, либо напрашивается в провожатые.
Общаясь в социальных сетях Интернета, преступники, как правило, представляются подростками, используя их манеру общения и тактические приемы в целях завладения интимными фотографиями или видеоизображениями и последующего шантажа.
Виртуальные знакомые должны оставаться виртуальными, все реальные встречи должны проходить под присмотром или с разрешения родителей.
Незыблемым остается одно - о всех фактах сексуального насилия над несовершеннолетним или подозрении на их наличие должны быть в кратчайшие сроки уведомлены правоохранительные органы, в первую очередь органы внутренних дел, которые в пределах своих компетенций, предупреждают, выявляют и пресекают преступления рассматриваемой категории;
принимают профилактические меры, направленные на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению таких преступлений;
проводят работу с подростками, которые попали в сложную жизненную ситуацию;
в режиме быстрого реагирования принимают информацию об экстренных случаях сексуального насилия в отношении ребенка и организую работу по проверке такой информации и установлении обстоятельств происшедшего;
осуществляют противодействие изготовлению распространению порнографических материалов с изображением несовершеннолетнего в Интернете и др.
Отделением по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД администрации Московского района г. Бреста в период времени с 6 по 26 ноября 2023 г. проводится специальный комплекс мероприятий по противодействию преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, обороту детской порнографии.
Если Вы располагаете информацией о фактах насильственных действий сексуального характера в отношении несовершеннолетних, вы можете на конфиденциальной и (или) анонимной основе сообщить указанные сведения в отделение по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции УВД администрации Московского района г. Бреста по телефону 40 89 69 либо по телефону 102.
УВД администрации Московского района г. Бреста
Дом без насилия
Чем же является домашнее насилие? Вы хотите уйти от насильника-партнера, но боитесь за безопасность детей? Выход есть всегда! Но прежде знайте, что все – и мужчины и женщины, имеют равные права в потребности комфорта и безопасности в собственном доме.
Общие дефиниции насилия в семье
Домашнее насилие – систематические физические, словесные, моральные и экономические оскорбления и принуждения с целью запугивания и получения власти одних членов семьи над другими.
Если, в общем, насилие можно определить как действие, причиняющее физические страдания или ущерб другому лицу, то в домашнем насилии четко обозначены источник и точка приложения этого действия – семья.
Домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком внутри семьи.
Если в вашей семье, по отношению к вам или другим членам семьи применяется насилие, вам необходимо признаться в том, что эта проблема касается именно вас и осознать, четко осознать, что это не ваша вина. В очень сложной ситуации самым лучшим выходом будет обратиться за помощью и поддержкой к компетентным специалистам, обратиться за помощью в правоохранительные органы.
Поможет ли правоохранительная система?
В законодательстве Республики Беларусь акцент на домашнее насилие не делается. И в уголовном, и в административном кодексе ответственность наступает за типичные формы насилия – нанесение телесных повреждений, изнасилование, истязание, убийство. Некоторые формы насилия фактически уголовно не наказываются, если они совершены в рамках семьи. Милиция должна более серьезно подходить к вопросу предупреждения правонарушений в семье.
Как же всё-таки вести себя в таком случае? Если появились поводы для беспокойства, специалисты рекомендуют заранее принять ряд мер: иметь “аварийную” сумму денег, документы, одежду, лекарства для себя и детей; запасные ключи; заранее договориться с родственниками и друзьями о предоставлении убежища в случае опасности…
Если насилие уже проявилось – расскажите об этом тому, кому вы доверяете. Можно также договориться с соседями, чтобы они вызывали милицию, если услышат шум и крики из вашего жилища.
Если вас ударили, избили, обратитесь в травматологический пункт, сохраняйте порванную одежду, сломанные вещи, можно также воспользоваться фотоаппаратом, чтобы зафиксировать ситуацию. Все это может пригодиться при возможном судебном разбирательстве. Если работники милиции отказываются принять у вас заявление, требуйте встречи с их руководством, запишите имена и телефоны милиционеров.
Защищайте себя!
Консультирование и поддержка
Сегодня существует достаточно людей, специалистов и организаций, к которым можно обратиться в любой момент, если вы страдаете от насилия в семье. Это может быть поддержка со стороны священника, психолога, локальных групп поддержки и помощи, или других организаций, действующих благотворительно. Поэтому, если ситуация в семье неблагоприятная или уже проявляются первые признаки насилия по отношению к вам, следует позаботиться о своей безопасности. Так сказать, предупредить беду.
Почему стоит быть осторожным?
Исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия: замкнутый круг чередующих друг друга ситуаций, разорвать который для многих довольно трудно. Повторение вновь и вновь актов насилия по отношению к своим близким словно запрограммировано заранее и вытекает из логики динамичного развития насильственной ситуации.
Теория о циклическом характере домашнего насилия была представлена в 1970-е годы американской исследовательницей Lenore Walker и на сегодняшний день является общепринятой. Согласно её концепции, домашнее насилие — это повторяющийся с увеличением частоты цикл действий, включающий в себя 3 стадии:
- Стадия нарастания напряжения
Продолжительность: может длиться минуты или месяцы.
К первой стадии относится период, в течение которого нарастает напряжение в семье. Насильник начинает злиться по незначительным причинам или без причины, становиться раздражительным и ищет повод для выхода своей агрессии. Факт нарастания напряжения часто отрицается как пострадавшим(ей), так и виновником этого напряжения. Происходящее оправдывается стрессом, плохим самочувствием, неприятностями на работе и т.д. Во время нарастания напряжения Жертва старается снять это напряжение и во всем угодить партнеру. Жертва считает, что ответственность за происходящее лежит на ней. Иногда удается на какое-то время снять напряжение, но через какое-то время он вспыхнет с еще большей силой.
Часто Жертва чувствует, что не в состоянии контролировать происходящее в семье. И именно на этой стадии она может начать искать помощь вне семьи: у родственников, друзей, у специалистов.
- Стадия активного насилия
Продолжительность: может длиться от нескольких минут до нескольких часов.
На второй стадии скопившееся напряжение перерастает в акт насилия любой формы. Акт насилия почти всегда происходит без посторонних. Насилие может быть физическим, сексуальным или принимать различные смешанные формы, сопровождаясь оскорблениями и унижением. Обидчик очень часто перекладывает вину за совершенное насилие на Жертву.
- Стадия: «медовый месяц»
Продолжительность: не продолжается долго.
К этой стадии относится период после совершенного насилия. Это период передышки, относительного спокойствия и раскаяния. Обидчик просит прощения, одаривает Жертву подарками, становится добрым и внимательным, во всем помогает Жертве и заботится о ней. Он делает все, чтобы искупить свою вину. На этой стадии обидчик может быть искренним. Жертва здесь верит его словам и обещаниям, что насилие больше не повториться. Именно эта стадия создает иллюзию о том, что возможно улучшение их жизни, что агрессор, наконец, все осознал и готов измениться. При этом обидчик все равно обвиняет Жертву и доказывает ей, что она сама его спровоцировала, но обещает, что такого больше не повториться.
Обидчик снова накапливает проблемы, рождающие агрессию, которую он выражает в семье.
Потенциальные угрозы
Ваш агрессивный партнер будет предпринимать попытки запугать вас тем, что если вы кому-нибудь признаетесь в том, что страдаете от насилия, то тот заберет у вас ребенка (детей). Помните! Ни одна социальная служба не отберет у вас детей, потому как просто не имеет на это права.
Если вы боитесь, что обидчик может обидеть (снасильничать) ребенка, незамедлительно обратитесь за помощью. Локальная группа поддержки для людей, переживших насилие, юрист социальной службы, сектор охраны детства посоветуют вам, как защитить себя, как защитить детей, а так же, как ограничить контакты ребенка с агрессивным обидчиком.
Жизнь без конфликтов
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Как бороться со страхами
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
10 заповедей для родителей
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by