Спецобразование

Общая психолого- педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении

Важно подчеркнуть, что в современной практике термин «нарушения психического развития» применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «с трудностями в обучении».
Поступающим в дестский сад детям с нарушениями психического развития присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в детском саду нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.
Установлено, что многие из детей с нарушениями психического развития испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций.
В отличие от детей с интеллектуальной недостаточностью, дошкольники с нарушениями психического развития не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.
Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.
У всех детей с нарушениями психического развития наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.
Отличается от нормы и речь детей с нарушениями психического развития. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.
При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.
Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).
Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.
Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.
Дети с нарушениями психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.
свернуть

Рекомендации родителям ребенка с особенностями психофизического развития

Пожалуйста, помните, что:

  • "Особые" дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Для ребенка с особенностями развития его состояние естественно. Он не жил с другим слухом/зрением/руками/ногами/телом/головой. Так что чья-либо жалость для него не понятна и не полезна.
  • Прежде всего, обращайте внимание на то, что у ребенка сохранно,  что он может. Именно это - основа и основной его ресурс для развития и адаптации к жизни.
  • Старайтесь предоставлять ребенку с особенностями возможность пробовать сделать все самому. Если он просит помочь, постарайтесь действовать вместе с ним - но не вместо него!
  • "Особые" дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь... Не упускайте эти возможности, - не прячьте их/не прячьтесь от них!
  • У всех людей одни и те же закономерности развития. Перед вами, прежде всего, ребенок. А детям можно и нужно улыбаться, смеяться и играть. Особенности физиологии или психологии "необычного" ребенка помогут вам проявить фантазию и придумать, как это осуществить.

Все люди разные. Одним "медведь на ухо наступил", у других "память дырявая", у третьих - нестандартный набор пальцев, четвертые  ходят только с палочкой... - и при этом ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.

Правила для родителей, воспитывающих детей с особыми потребностями:

  • Преодолевайте страх и отчаяние
  • Не теряйте время на поиски виновного – его просто не бывает!
  • Определите, какая помощь необходима вашему ребенку, и начинайте, обращайтесь к специалистам.

Общие стратегии нормализации жизни семьи:

  • Не замыкайтесь в своих проблемах. Попытайтесь найти опору в родителях других детей с особенностями в развитии. Вы поймете, что не одиноки в своем несчастии. Опыт других семей позволит быстрее преодолеть негативные эмоции, даст надежду на будущее.
  • Не скрывайте ничего от близких. Держите их в курсе проблем вашего ребенка.
  • Находите и изучайте информацию о возможностях обучения и воспитания вашего ребенка.
  • Ищите подходящие образовательные учреждения. Будьте реалистами, но не пессимистами. Научитесь справляться со своими чувствами.
  • Уважайте себя и свою семью, никаких заискивающих моментов - типа просительный, извиняющийся тон, уход от гуляющих детей с площадки и т.д. Ровное, доброжелательное, независимое и уверенное поведение.
  • Помогайте другим людям с аналогичными проблемами, почувствуйте себя сильными.
  • Не пренебрегайте обычными повседневными обязанностями,  но  не давайте им себя захлестнуть.
  • Не забывайте о себе, своих увлечениях и пристрастиях. Находите  возможности для собственного развития, а также развития и совершенствования нравственного и профессионального  других  членов семьи.
    • Берегите свои нервы и психику. Расслабляйтесь иногда, ходите в театры, кино, гости  (не стесняйтесь прибегнуть к помощи родственников).  Найдите себе отвлекающий момент - разводите цветы, стихи пишите, язык выучите и т.д.
    • Не расслабляйтесь пивом и спиртным. Женщины очень быстро становятся зависимыми от алкоголя.  А дети пропадают совсем. К сожалению есть масса примеров. И не увлекайтесь курением - это сократит вам жизнь, а она нужна вашему ребёнку. Не забывайте, что это  ваш  ребенок, и вы ему нужны здоровые и счастливые.
    • Чаще устраивайте семейные праздники. С викторинами, с играми, всякими изюминками. Пусть ребёнок участвует в подготовке. Это важно. Зовите гостей. Не ограждайтесь - пусть все знают - ваша жизнь продолжается. Она полноценная и интересная.
    • Заведите домашнего питомца. Это поможет ребёнку адаптироваться. Научит заботе и повысит собственную значимость, а также отвлечёт от мысли - я один, все играют, а я сижу.

ЖИВИТЕ ПОЛНОЙ ЖИЗНЬЮ, РАЗВИВАЙТЕ ИНТЕЛЛЕКТ, ПОМНИТЕ - 

С РОЖДЕНИЕМ ОСОБОГО РЕБЁНКА ЖИЗНЬ НЕ КОНЧАЕТСЯ. ОНА ПРОСТО СТАНОВИТЬСЯ НА ПЛАНКУ ВЫШЕ. ВЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ СУПЕР!!!!!!

ПОМНИТЕ: ВАШ РЕБЁНОК, ВАША СЕМЬЯ, ВАШ ДОМ - НЕ ЖАЛКИЕ, СЛАБЫЕ , А СИЛЬНЫЕ, МУЖЕСТВЕННЫЕ, РЕДКИЕ - ОСОБЫЕ!!!!

свернуть

Аутизм

Аутизм у ребенка – это не приговор

При слове «аутизм» большинство из нас представляет себе героя фильма «Человек дождя» в исполнении Дастина Хоффмана. Между тем, такие люди живут рядом с нами, хотя точное их число в России, где диагноз «аутизм» начали ставить всего-то чуть более тридцати лет назад, до сих пор неизвестно, т.к. официальной статистики людей с расстройством аутистического спектра в нашей стране нет.  По данным «Всероссийского семинара-совещания по вопросам помощи детям с расстройством аутистического спектра и воспитывающих их семьям»  в Воронеже, на апрель 2015 года распространение детского аутизма 1 на 60 родившихся детей. Только задумайтесь над этими цифрами.

Давайте разберемся с понятием «аутизм». Аутизм — психическое расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом личностных, социальных, речевых и других сторон развития и навыков общения.  Для таких детей характерны: склонность к самоизоляции, отгороженность от реального мира и утрата связей с ним, погружение в мир личных переживаний, отсутствие или утрата социальных навыков.

Каковы проявления аутизма у ребенка?

  1. Если в младенчестве ребенок не идет на контакт глазами, не улыбается знакомым лицам, не может и не хочет поиграть с взрослым в игры типа «ку-ку», «ладушки».
  2. Если ребенок, достигнув двух лет, не говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы, если у ребенка истерики, которые вы не можете объяснить.
  3. Если ребенок плохо взаимодействует с окружающими, не идет на контакт, не откликается на имя, не может играть в ролевые игры сам или с окружающими. Если основные игры – манипулирование предметами, например, выстраивание их в ряды по размеру и цвету, построение башен из кастрюлек.
  4. Если у ребенка повышенная тревожность, и он придерживается ритуалов, не может от них уйти. Например, ходит по одному и тому же маршруту, привязчив к одному и тому же продукту питания, и всякая замена привычного приводит к истерикам.
  5. Если у ребенка есть стимулы – он все время раскачивается, крутится на одном месте, постоянно делает пальцами непонятные движения и т.д.

Все это не указывает на то, что ваш ребенок аутист, но должно заставить вас внимательнее отнестись и понаблюдать. А лучше повести ребенка к специалисту – логопеду, психологу, психиатру.

Несомненно, быть родителем ребенка с диагнозом «аутизм» — это сложно. Тем более, родители испытывают трудности в получении государственной поддержки, а также в поиске специализированных коррекционных центров. В своем блоге мама ребенка с аутизмом пишет: «Ребёнок — аутист дома – это катастрофа. Это очень весело и трудно, это Альф –инопланетянин. Например, здорово бывает открыть окно и задумчиво выбрасывать из него вещи по одной. Наблюдать, как они падают, а мама потом бегает и собирает. Причем, иногда кажется, что он это делает специально, а иногда оно действительно так и есть».

Сегодня довольно распространена благостная идея о том, что аутизм – не болезнь. Просто эти дети, эти люди – другие. По-другому мыслят, по-другому видят мир, по-другому воспринимают информацию. Можно сказать, что так и есть: человек с аутизмом действительно воспринимает окружающий мир иначе, но самому ему это приносит множество страданий и проблем. Стоить вспомнить и том, что наше общество просто не готово к таким людям, мы любим осуждать и ребенка и мать, которая не может успокоить дитя.

На самом деле детям с аутизмом очень не хватает общения, но они не знают, как наладить взаимодействие, потому что совсем не умеют ориентироваться в обстановке. Это один из самых трагических дефицитов при аутизме. Например, такой малыш, желая общаться, может начать толкать других детей, задирать их. Или прыгать перед ребёнком, который его так или иначе заинтересовал, размахивая руками и смеясь.

Нам с вами понятно, что так друзей он не заведёт. Но по-другому он не умеет. И требуется очень много времени и терпения со стороны взрослых, чтобы ему помочь.

Что делать родителям? Рекомендации специалиста по социальной работе

  • Для начала успокоиться: аутизм – не приговор. От того, что наши дети болеют, мы не перестаём любить их и желать им счастья.
  • Не закрывать на проблему глаза. Чем скорее вы признаетесь себе, что проблема есть и она достаточно серьёзная, её надо решать, и что каждую секунду время тикает против вашего ребёнка, тем больше вы поможете ему.
  • А главное – научится жить со своим ребенок, научиться понимать его странные желания и запросы, научиться правильно и быстро реагировать на его истерики.
  • К сожалению, уповать на волшебную пилюлю и на то, что есть некоторое специальное место, где вашему ребёнку помогут, не стоит. Вам придётся измениться и изменить свою жизнь. Но это не перемены к худшему.

Между тем, все специалисты в области аутизма отмечают: ранняя диагностика и ранее вмешательство приносят свои плоды и примерно в 50% –60% случаев позволяют к школе снять диагноз «аутизм» или вывести ребёнка в приемлемое для обучения в массовой школе состояние.

свернуть

ОСОБЫЙ РЕБЕНОК – ОСОБОЕ ОТНОШЕНИЕ (рекомендации для родителей дошкольника)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ И ЛАСКОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСОБОГО РЕБЕНКА

С самых  первых дней жизни между ребенком и матерью устанавливается тесный, а при благоприятных условиях он может сохраниться на долгие годы.

ПОМНИТЕ: соприкосновение тел матери и ребенка, ласковые поглаживания малыша, улыбка и добрый взгляд – это залог доверительных, дружеских отношений, создающих гармонию и покой.

По мнению психологов, материнские прикосновения необходимы ребенку 6-12 раз в день. Для ребенка с нарушениями в развитии такой контакт особенно значим, так как он является связующей ниточкой между родителями и ребенком.

При пробуждении малыша подарите ему свое тепло, пожелай доброго утра. Начало нового дня будет определять психологический настрой малыша на целый день.

Первое, что он должен увидеть, - это ваше доброе лицо, улыбку, нежный взгляд. Для ребенка это лучшее подтверждение того, что все хорошо, рядом с ним его близкие люди.

Старайтесь, чтобы малыш нашел защиту и чувствовал себя комфортно среди родных людей.

Эмоциональный контакт с ребенком, имеющим проблемы в развитии, выстраивайте постепенно: сначала старайтесь привлечь к себе внимание малыша, затем с помощью различных предметов и действий вызвать его эмоциональный отклик – улыбку , смех , ответный взгляд.

Для полноценного развития ребенка организуйте совместные игры, предполагающие тесное эмоциональное взаимодействие малыша с родителями, в первую очередь с мамой, так как она была долгое время в контакте с ребенком еще до его рождения и этот контакт надо беречь и развивать.

Окружите малыша любовью и нежностью, создайте для него атмосферу эмоционального комфорта, побуждайте его к исследованиям предметов, комментируйте совместные действия, используя различные потешки и стихи, способствующие познавательному и речевому развитию ребенка.

Постоянно устанавливайте контакт с ребенком: при одевании, кормлении, купании, на прогулках, перед сном; старайтесь в это время забывать о своих проблемах и заботах, чтобы ребенку , тонко чувствующему родительское настроение, не не передавались ваши отрицательные эмоции.

Закрепляйте эмоциональный контакт с ребенком, так как это составляет основу вашего сотрудничества и взаимопонимания.

Ласковое внимание родителей может выражаться различными способами контакта с ребенком.

В контакте глаз малыш нуждается  с самого рождения и на протяжении всей жизни. Взгляд мамы или отца может поддержать, успокоить, простить, развеселить и даже наказать.

Потребность в физическом контакте  - поглаживании, нежных объятиях с родителями, появляется у малыша с младенческого возраста. Со временем форма его проявления меняется. Когда ребенок подрастает, ему нужны объятия, поцелуи.

Все дети проявляют живые эмоциональные реакции, но у каждого ребенка они индивидуальны.

Наблюдайте, изучайте эмоциональное развитие ребенка, обращайте внимание на характер чувств, которые он переживает.

Обратите внимание на эмоциональные реакции вашего ребенка: бурное, безудержное проявление чувств наравне со слишком слабой эмоциональностью должно вызывать беспокойство родителей.

При склонности ребенка к отрицательным эмоциям постарайтесь понять и выявить породившие их причины, устранить или смягчить их действие.

ПОМНИТЕ: ласковое, нестрогое отношение к ребенку – это залог его правильного воспитания и развития.

Если малыш не получает положенной доли ласки, он становиться раздражительным, чувствует себя одиноким.

Взрослея, становясь самостоятельными, дети несут в себе заряд родительского внимания, ласки и любви.

Дарите особому ребенку любовь, радость, воспитывайте в нем доверие к миру. Это будет питать душу малыша, формировать в нем позитивное отношение к окружающим людям, жизнеутверждающее настроение.

Эмоциональный контакт и ласковое воспитание облегчает психологическое состояние особого ребенка, будут способствовать улучшению его настроения и дружескому общению с близкими людьми и другими детьми.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ, ЕСЛИ ОН НЕ ГОВОРИТ

            Как известно,  общение – одна из главных потребностей человека. Ребенку  с самого раннего возраста,  в то время когда  до первых слов еще далеко, уже необходимо осваивать навыки выражения своих желаний, нужд, просьб о помощи, устанавливать связь с окружающим миром.

         Однако известно, что родители начинают общаться с малышом с самого рождения, задолго до развития его речи, и этот период очень важен для последующего развития ребенка.

         Родителям, воспитывающим особого ребенка, важно понимать, что общение – понятие более широкое, чем просто устная речь.

         Оно включает в себя: восприятие, понимание речи окружающих; реакцию на речь других людей, в том числе на невербальное общение; умение соблюдать очередность в диалоге.

         Полноценное общение должно естественным образом сопровождать все повседневные  жизненные ситуации ребенка, даже если он и не имеет возможности говорить.

         Помните: продолжительность довербального (дословесного) периода общения для каждого ребенка индивидуальна, особенно для детей с нарушениями в развитии.

         Старайтесь обучать малыша в это время умению концентрировать внимание и  реагировать на окружающих людей, предметы, овладевать игровыми навыками, подражать взрослому, применять навыки в повседневной жизни.

         Вырабатывайте у ребенка навыки невербального общения, которые необходимы ему для удовлетворения социальных, эмоциональных и материальных потребностей.

         Для особого ребенка такай вид общения может быть единственно доступным для него средством взаимодействия с окружающим миром.

         Сформированость невербального общения позволяет ему использовать разные жесты, ассоциирующие с языковыми понятиями.

         Прежде всего, для успешной коммуникации, установите с малышом зрительный контакт, побуждайте его своим поведением к общению.

         Научите ребенка точно выражать свои потребности, используя для этого все доступные ему средства общения, не спешите предугадывать его желания, пусть он постарается самостоятельно донести до вас свою просьбу или о чем-то сообщить.

          Покажите, что вы не понимаете его незрелые или неподходящие случаю жесты и звуки, терпеливо ждите ответной реакции, дайте малышу время на ответ.

         При обучении навыкам общения учитывайте, прежде всего, интересы ребенка. Совершайте по очереди с малышом различные действия, мимические движения, используйте жесты, произносите звуки. Копируйте голосовые реакции малыша и побуждайте его копировать звуки, которые произносите вы.

         Чаще играйте с ребенком в звучащие и музыкальные игрушки, предлагайте ему имитировать их звуки.

         Проводите работу по формированию «предсловаря» ребенка, включающую в себя вокализацию и жесты, которыми он может выражать свои чувства т потребности.

         Находясь перед зеркалом, побуждайте его посмотреть на себя, на маму, жестом покажите на себя, затем попросите показать на себя и на вас.

          В разговоре с ребенком используйте жесты и естественные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния, например междометия – ой, ай, эй, воспроизведение которых сопровождайте различными движениями и мимическими реакциями.

         Ай – руки прижать к себе, на лице отобразить выражение испуга.

         Ай-я-яй - укоризненно покачать головой и погрозить пальцем.

         Ой – на лице радость, всплеснуть руками, поднести их к лицу.

         Эй – радостный окрик, руки вытянуть вверх.

         Каждый жест ребенок должен применять в соответствующей ситуации, подавая определенные сигналы о состоянии голода, дискомфорта и удовольствия, которые взрослый должен понимать и соответствующим способом реагировать.

Таким образом, невербальные навыки общения помогают особому ребенку ориентироваться в окружающей действительности, способствуют вхождению в мир близких людей.

           КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, ИМЕЮЩИМ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ

         К сожалению, рутина повседневной жизни лишает малыша и мать радости общения. Ежедневные заботы, бесконечная работа, бытовые дела отделяют родителей от ребенка.

         Вместо задушевного общения, теплой беседы мать и отец часто обмениваются друг с другом и малышом простыми, безэмоциональными фразами.  Между тем для ребенка, имеющего нарушения в развитии, общение со взрослым очень важно, причем для них обоих.

         Для общения с малышом используйте утреннее время, нежно разбудите его, шепните на ушко ласковое слово, чтобы у него улучшилось настроение и он проснулся бодрым и веселым.

         Разговаривайте с ребенком по дороге в детский сад, если он его посещает, расспросите о его планах, что-то посоветуйте и т.д.

          Вечером после трудового дня, когда вы устали для общения, проведите с ребенком время в спокойной семейной обстановке, устанавливайте с ним контакт с помощью взгляда, улыбки, ласкового приветствия.

         ПОМНИТЕ: ребенок от рождения наделен способностью общаться со взрослым, всегда отвечайте на его желание пообщаться с родителями.

         У детей с нарушениями в развитии, так же как и у здоровых малышей возникает желание общаться с родителями и другими взрослыми, но гораздо медленнее и позднее, чем у нормально развивающегося ребенка.

         Создавайте специальные игровые ситуации, в процессе которых у ребенка возникают ответные голосовые реакции, взаимодействие родителя с малышом.

                   Обучайте ребенка первоначальным знаниям и умениям, необходимым для овладения речью, а в дальнейшем – для обмена информацией.

         Основой для вашего общения с особым ребенком должна стать игра, так как это наиболее привлекательный вид детской деятельности в дошкольном возрасте. Именно игра позволяет раскрыться, побуждает его к общению с участниками игры.

         Систематически играйте с ребенком, озвучивайте при этом все, что делаете, чем занимаетесь. Это благоприятно воздействует на атмосферу общения, создает у малыша комфортное состояние.

         Рассматривайте и читайте ребенку книжки с картинками, объясняйте ему связь изображений с прочитанным текстом.

         Способствуйте развитию общения с особым ребенком, используя для этого разные приемы и способы, вызывающие его ответные реакции.

         При общении обязательно называйте малыша по имени.

         Поощряйте его любую попытку что-то вам рассказать, обратиться за помощью. Побуждайте желание ребенка общаться с другими членами семьи.

         Старайтесь расширять круг общения ребенка со взрослыми, разнообразить средства их взаимодействия. Передавайте ему свою радостную, положительную энергетику.

         Организуйте предметно-игровые действия, привлекательные для ребенка, с использованием мимики, жестов, слов, картинок и предметов.

         При общении с ребенком старайтесь соблюдать правила хорошего тона:

- разговаривайте с малышом ровным, спокойным, уравновешенным тоном;

- при разговоре повернитесь к ребенку лицом и смотрите ему в глаза;

- не перебивайте малыша на полуслове, выслушайте его до конца; постарайтесь быть внимательным, заинтересованным слушателем, не отвлекайтесь во время разговора с ребенком на домашние дела;

- не разглашайте детские секреты, которые он вам доверяет.

         Обращайте внимание на правильность произношения звуков и слов при разговоре, контролируйте процесс речевого общения, постепенно побуждайте ребенка к речевой деятельности.

         Общение особого ребенка со взрослым способствует появлению у него предпосылок для возникновения звуков, слов, речи.

         Только при систематическом общении с проблемным ребенком можно получить положительный результат – научить его правильно произносить звуки, определенные слова, фразы, а в дальнейшем – пользоваться речью.

свернуть

Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


   На данный момент в нашей стране накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи  дошкольникам с ЗПР в условиях  детского сада.
Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приемами запоминания. Склонны они и просто механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.
   Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.
   У детей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте –  в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена  манипулятивная  деятельность с предметами. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет. У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.     Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.
    Задержка психического развития - это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости.  Игровое поведение у детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.
   Для развития детей с задержкой психического развития и нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.
   Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания педагога, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим педагог  не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.
    Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
   Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые используют педагоги на занятиях с детьми с ЗПР. Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей данной категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации. Благодаря  игре решаются основные воспитательно -образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость.                                                                                                             
Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

свернуть